Законодательная техника

Законодательная техника

Одним из основных направлений деятельности государства является законотворчество. Законодатели при подготовке законопроекта руководствуются  правилами законодательной техники. Процесс подготовки законопроекта включает: совокупный анализ потребности в урегулировании определенной сферы общественных отношений (или изменении такого регулирования) и соответствующих пробелов в действующем законодательстве и практике его применения; принятие решения о подготовке проекта; выработка его текста; обсуждение и доработка первоначального проекта; согласование со всеми заинтересованными органами и организациями. Затем текст предлагаемого к принятию закона вноситься на рассмотрение высшего законодательного органа или на референдум.

Согласно Конституции года единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно,  а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются  референдум и свободные выборы.

Проведение референдума в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральный Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно статьи 94 Конституции Российской Федерации парламент Российской Федерации, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом государства.

В соответствии с теорией разделения властей законодательная власть является одной из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, которая осуществляет исключительно право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после Конституции, юридической силой, - законы. Под законом понимается установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений.

Согласно Конституции 1993 года право  законодательной  инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации,  Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,  Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов  Российской  Федерации. Право  законодательной  инициативы  принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

По Закону «О Правительстве Российской Федерации» право законодательной инициативы  Правительство    Российской Федерации   осуществляет   посредством   внесения   законопроектов   в Государственную Думу.

Правительство Российской     Федерации     вправе    вносить    в Государственную Думу  в  соответствии с ее Регламентом поправки  к находящимся на рассмотрении государственной Думы законопроектам.

Разрабатываемые Правительством   Российской   Федерации   проекты федеральных   законов  по  предметам  совместного  ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской  Федерации  в  обязательном  порядке направляются    Правительством    Российской    Федерации   в   органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской  Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов,  об освобождении от их уплаты,  о  выпуске  государственных  займов,  об изменении финансовых обязательств  государства  и   на   законопроекты,   предусматривающие расходы,   покрываемые   за   счет  федерального  бюджета.  Заключение Правительства  Российской  Федерации   направляется   субъекту   права законодательной  инициативы  и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления  законопроекта  в  Правительство  Российской Федерации.   По   согласованию   с   соответствующим  субъектом  права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Правительство Российской  Федерации  может  направлять  в  палаты Федерального Собрания официальные отзывы  о  рассматриваемых  палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской   Федерации   подлежат    обязательному    оглашению    или распространению  при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

Заключения Правительства  Российской  Федерации на законопроекты, поправки  к  законопроектам   и   официальные   отзывы   Правительства Российской  Федерации о рассматриваемых палатами Федерального Собрания федеральных  законах  и  законопроектах  подписываются   Председателем Правительства   Российской   Федерации  или  или  его  заместителем  и направляются в палаты Федерального Собрания.

Члены Правительства  Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания,  их  комитетов  и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Для представления  в  палатах  Федерального  Собрания  внесенного Правительством    Российской   Федерации   законопроекта   назначается официальный представитель  (официальные  представители)  Правительства Российской  Федерации.  Для  защиты  позиций  Правительства Российской Федерации по заключениям,  поправкам и официальным отзывам  поручением Председателя  Правительства  Российской  Федерации  или  одного из его заместителей   может   быть   направлен   специальный   представитель, полномочия    которого   определяются   в   поручении.   Представители Правительства Российской Федерации присутствуют  на  заседаниях  палат Федерального   Собрания   при   рассмотрении   федеральных  законов  и законопроектов,  где  им  предоставляется  слово  в   соответствии   с регламентами палат.

Правительство Российской Федерации  представляет  Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении.  Отчет об исполнении федерального  бюджета  за  прошедший  финансовый  год   представляется Государственной  Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

В соответствии с Регламентом Конституционного суда Российской Федерации предложение о выступлении  с  законодательной  инициативой  по вопросу,  относящемуся  к  ведению  Конституционного Суда,  может быть внесено любым судьей  Конституционного  Суда.  При  этом  судья  может представить текст законопроекта,  либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о разработке и принятии нового федерального закона.

Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается  Конституционным  Судом  в  пленарном заседании по докладу судьи, внесшего соответствующее предложение.

Для работы над законопроектом или законодательным предложением Конституционный Суд может образовать из числа  судей  подготовительную комиссию.  Для  составления  текста законопроекта или законодательного предложения и подготовки необходимых материалов может быть  образована рабочая группа под председательством судьи Конституционного Суда.

Конституционный  Суд  поручает  Председателю  Конституционного Суда   либо  одному  из  судей  принять  участие  в  заседаниях  палат Федерального   Собрания   в   связи    с    прохождением    внесенного Конституционным Судом законопроекта либо законодательного предложения.

В соответствии с Конституцией Федеральные законы Российской Федерации принимаются Государственной Думой.  Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

  1. проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  2. законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
  3. поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

  1. пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
  2. текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
  3. перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;
  4. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
  5. заключение Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Регламентом  Государственной Думы подготовленный законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения и архива Аппарата Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

Если подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение:

  • назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту;
  • включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию;
  • направить законопроект в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Если подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от  общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые  Государственной  Думой  федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты  либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.  В случае отклонения федерального закона Советом  Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение  пяти  дней  направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации  в  течение  четырнадцати  дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской  Федерации  в  течение  четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его,  то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.  Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее  принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы,  он подлежит подписанию  Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты